Если вы счастливый обладатель легкомоторного судна — без эллинга не обойтись
Прибрежных земельных участков несравнимо меньше, чем простых «сухопутных». Ещё меньше домовладельцев имеют серьёзные лодки, требующие стационарного зимнего хранения. Но, тем не менее, летом очень лёгких плавсредств бороздят просторы различных водоёмов. Для зимнего хранения своего судна многие пользуются стоянкой в яхт-клубе, но если у вас есть прибрежный участок, то целесообразно построить эллинг.
Земельно-правовые вопросы
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ устанавливает следующее общее правило: земля вдоль береговой линии водного объекта (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина такой береговой полосы составляет 20 м, если только речь не идёт о каналах, реках и ручьях, протяжённость которых от истока до устья не более 10 км. Ширина берега этих объектов составляет 5 м.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой линии. Земельный участок на побережье можно взять в аренду, в том числе и для строительства слипа.
Использование прибрежной полосы для строительства любых сооружений требует разработки и согласования проектной документации. Перед тем, как её заказать, необходимо разработать техническое задание (ТЗ) на проектирование, в котором надо отразить все существенные требования к слипу и эллингу:
• технические данные лодки или яхты (габаритные размеры, масса и т.д.);
• требования к материалам и конструкциям слипа и эллинга;
• требования к инженерным коммуникациям (вода, электричество);
• топографический план;
• эскизы сооружений и план расположения строений (можно сделать эти документы от руки) и т.д.
Разрабатывать проект имеет право специализированная организация, имеющая в своем штате квалифицированных инженеров-проектировщиков. Но сначала проектировщики, совместно с заказчиком, составляют ТЗ. Согласование тоже лучше поручить проектной организации. Возможно, что ей придётся вносить какие-то дополнения.
Какие бывают слипы
В основном это бетонные сооружения из сборных железобетонных плит, уложенных на грунт (рис.1). Важно выбрать правильный угол наклона рабочей поверхности слипа — не более 1: 8, или 12,5%, или 7°. В этом случае возможен удобный и безопасный спуск и подъём судна.
Рис. 1. Слип – пологий уклон, по которому яхту или лодку спускают на воду и поднимают обратно.1– Путь, по которому судно спускают на воду; 2 –извлечение судна из воды. 3 – перемещение плавсредства в эллинг
Важно избежать перелома рельефа на стыке слипа и подъездной дороги — переход лучше сделать плавным. Ширина слипа должна быть больше ширины спускаемых лодок и яхт в полтора раза.
Важны укрепление и отделка прилегающего берега. Здесь возможны различные варианты:
• сваи, в том числе и из лиственницы;
• габионы (контейнеры из металлической проволоки, заполненные на объекте камнем или щебнем);
• укрепление грунтом при небольшой высоте склонов.
Интересное решение: слип выложен из аэродромно-бетонных плит по песчано-щебёночному основанию
Необходимо предусмотреть безопасный подъезд к слипу, имеющий дорожное покрытие, так как спуск судов на воду и их подъём приходятся на весну и осень с частыми дождями, когда по полевой дороге проехать сложно.
Идеальный вариант — построить эллинг недалеко от водоёма и подъезд к нему объединить с подъездом к слипу, чтобы сразу можно было и вытащить судно из воды, и закатить тележку с судном в эллинг.
Для укрепления берегов используют стальной шпунт Ларсена
Важные нюансы
Проблем при строительстве большого эллинга много: надо разработать проект, согласовать его, получить разрешение на строительство и ввести объект в эксплуатацию. Кажется сложным, но все эти задачи решаемые.
При строительстве небольшого эллинга законодательство позволяет избежать процедуры согласования и получения разрешения. В Градостроительном кодексе РФ указано, что процедуры проектирования, согласования и разрешения относятся к объектам капитального строительства.
Если ваш эллинг относится к временной постройке типа навеса, то можно спокойно строить его без согласования и разрешения.
Тема отнесения объекта, планируемого к строительству, к категории капитальных противоречива. В Градостроительном кодексе РФ нет конкретных ограничений по размерам или по конструктивному составу. На практике главный критерий отнесения объекта к капитальным — наличие бетонного заглублённого фундамента, который нельзя переместить без разрушения, и наличие кирпичных или бетонных стен.
Фундамент для эллинга (он же бетонный пол) — мелкозаглублённая железобетонная плита толщиной 300 мм с армированием
Любое лёгкое каркасное строение с незаглублённым или даже свайным фундаментом может считаться временным не капитальным сооружением. А эллинг как раз целесообразно строить именно каркасным с незаглублённым фундаментом, что и относится к категории «временное», «некапитальное».
Проект для строительства
Типичная ошибка при разработке проекта — недостаточная высота эллинга и въездных ворот. Часто не учитывают высоту прицепа для закатывания судна или общую высоту судна с несъёмными верхними приборами навигации.
Основание пола должно выдерживать нагрузки от судна и прицепа, и без бетона здесь не обойтись. Наземную часть эллинга целесообразно сделать лёгкой, каркасной. Элементы каркаса можно изготовить как из дерева, так и из металла. Несущую способность каркаса необходимо рассчитать на восприимчивость всех нагрузок: снеговых, ветровых, конструктивных.
Каркас из металлических ферм. Фермы собирали на земле, затем в готовом виде монтировали, приваривая их к закладным деталям в фундаментной плите.
Каркасные стены, к сожалению, не защищают строение от несанкционированного проникновения. Для защиты дорогостоящего имущества необходимо предусмотреть технические средства охраны: сигнализацию, видеонаблюдение и пр.
Важно обеспечить сухой микроклимат внутри эллинга. Надо предусмотреть сквозное проветривание через вентиляционные решётки в противоположных фасадах. Ворота должны быть максимально большими — практически открывать весь главный фасад для безопасного закатывания прицепа с судном.
Как мы строили эллинг
Мне выпал случай принять участие в разработке проекта и строительстве слипа с эллингом для довольно большой яхты — длиной около 12 м. Участок находится на берегу реки, что позволило совместить строительство обоих объектов.
Зимой удалось возвести небольшую дамбу, откачать воду в заливе и построить слип в сухом исполнении. Для укрепления берегов использовали стальной шпунт Ларсена, а сам слип выложили из монолитных бетонных плит по песчано-щебёночному основанию (рис.2).
Рис. 2. Устройство слипа. 1 — настил; 2 — бетонный оголовок; 3 — шпунт Ларсена; 4 — ж/б плиты; 5 — щебёночное основание; 6 — песок
Для участка вне прибрежной защитной полосы спроектирован каркасный эллинг в следующем исполнении:
• фундамент (он же бетонный пол) — мелкозаглублённая железобетонная плита толщиной 300 мм с армированием и закладными деталями для будущего каркаса;
• каркас из металлических ферм, специально спроектированных в расчёте на все нагрузки от ветра, снега и т.д.;
• в каркасе предусмотрены лёгкие и надёжные тросовые связи;
• для лёгкого, надёжного и эстетичного покрытия кровли и боковых фасадов использовали фальцевый окрашенный металл по обрешётке из OСП; главный фасад с воротами и тыльный отделаны лиственничным планкеном;
• ворота сделаны во весь главный фасад и повторяют его форму;
• по боковым стенам устроено остекление из оконных блоков ПВХ;
• на главном и тыльном фасадах сделаны большие жалюзийные решётки.
Покрытие кровли и боковых фасадов — из фальцевого окрашенного металла по обрешётке из ОСП
Эллинг запроектирован «холодным» (без отопления и теплоизоляции), из постоянных коммуникаций есть только электроснабжение и летний водопровод.
По боковым стенам было выполнено остекление из оконных блоков ПВХ для естественного освещения
Строительство заняло всего два месяца. Осенью с наступлением устойчивых холодов настало время сдачи объекта в эксплуатацию и закатывания судна на тележке в построенное помещение.
Эллинг готов принять судно на хранение
Больше всех волновался проектировщик: хватит ли габаритов ворот? Но мощный трактор по новому слипу уверенно достал яхту из воды и беспрепятственно закатил её в эллинг. Значит, проект был сделан правильно и грамотно.
Текст: А. Исаковский.
Рисунки: В. Воронин.